Сказочные мотивы супергероев в комиксах

СупергероиПочему родители Человека-Паука мертвы? Что случилось с Логаном, прежде чем он стал Росомахой? Какая связь между Бэтменом и его дворецким Альфредом?

Фольклорист легко даст ответы на все вопросы. Это сюжетные клише, типичные для волшебных сказок. Убитые родители Питера Паркера — это мотив «усылания героя», Росомаха проходит инициацию и связанную с ней временную смерть, а дворецкий — типичный «чудесный помощник». Все как в сказке, только вместо героя — супергерой. Как так получилось?

Сказка в ущербе

Люди любят слушать и рассказывать сказки. Рассказчик, в отличие от прочих художественных произведений, полноправный хозяин сказки. Он может что-то добавить от себя, а что-то убрать. Он пересказывает древние сюжеты, идущие из глубины веков благодаря устной традиции. И сказки в основе своей имеют реальные предпосылки — ритуалы инициации, погребальные обряды и так далее.

Важно, что истории со временем меняются. Сказочник, рассказывая иной сюжет, думает: «А зачем персонажи все это вытворяют?». Все просто — условия жизни меняются; прежние формы вытесняются. Они сохраняются в сказке — и рассказчик либо как-то мотивирует поступки, опираясь на текущие реалии, либо полностью перекраивает сюжет. Пример: мотив жертвоприношения, когда каждый год девушка приносится в жертву. В доистоические времена обряд был необходима, позже произошел отказ от него. Благое дело стало осуждаться, обряд стал восприниматься иррационально злым.

Сказки потихоньку менялись вслед за развитием человечества, и сказка обычно успевала приспособиться. Но в XVI век началась научная революция, и человечество стало двигаться вперед с непрерывно растущей скоростью. Прогресс начисто разорвал связь между сказкой и реальностью — все содержимое сказки резко стало анахронизмом.

Рождение героя

Жизнь изменилась, но люди по-прежнему хотели слушать сказки — вымышленные истории о победе над злом. Пронеслась эпоха рыцарского романа. С литературного Олимпа иногда спускались народные герои — Робинзон Крузо или д`Артаньян. Случайно был найден рецепт — из под пера Эдгара По вышел сыщик Дюпен, персонаж со сверхъестественной способностью решать любые загадки. Дюпена растащили и клонировали — так появилась «пинкертоновщина».

Массовая культура быстро содрала с героя ненужные атрибуты. Вместо интеллектуала остался борец с преступностью. Преступность — зло современного мира (потом к этому добавится война и атомное оружие). Герой быстро перенимает черты, присущие сказочным персонажам. Он становится супергероем. Комиксы вобрали в себя сказку. Более того, можно сказать, что сказка продолжает жить в комиксах. Сюжеты пережили очередное переосмысление. Сохранив скелет повествования, они разворачиваются в современном окружении, понятном читателю. Совпадение?
усылание Супермена

Структура и сценарий

В 1928 Владимир Пропп опубликовал «Морфологию сказки» — труд, в котором советский ученый выделил в сказках повторяющиеся элементы. В 1946 он закончил работу над книгой «Исторические корни волшебной сказки». Пропп заявил, что в основе волшебных сказок лежат доисторические обряды. Его теория структурного анализа блестяще подтвердилась на сказочном и мифологическом материале всего человечества. Это было мировое открытие.

В 1956 году «Исторические корни» перевели на английский. Книгой заинтересовалась пишущая братия Голливуда — сценаристы. Многие курсы и книги по писательскому мастерству дают конспект Проппа или советуют его прочесть (хотя чтение это трудное).

Обращение к мифологии и сказочным мотивам совпало с «серебряным веком» комиксов. Старые сюжеты — нуар, sсi-fi, вестерн — пришли в упадок. На их место пришли супергерои, написанные по сказочным канонам. Новые имена известны поныне — Человек-Паук, Люди Икс, Железный Человек. Старые супергерои тоже переосмысливались. Так, в 1964-ом произошел редизайн Бэтмена.

Сценаристы, как и сказочники, не сильно церемонятся с супергероями. Когда сюжет исчерпывается или становится неподъемным, комикс и его персонажи меняются. По сути старая сказка рассказывается по-новой: Иван-царевич опять пойдет к Яге, Супермен снова останется без родителей, умирающий от рака Дедпул ляжет под скальпель, а Доктор Манхеттен погибнет в реакторе и соберет себя вновь. Потому что люди любят слушать сказки — и читать комиксы.

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.