Александра Давыдова: «Конвент для читателей, а не для фэндома»

Александра ДавыдоваДавненько что-то не видно новых интервью… Все в порядке, встречайте: Александра Давыдова, писатель и сценарист, половинка творческого дуэта Алексей Верт.

Давай начнем с Фантлаба. Расскажи о своей работе на этом ресурсе.

Фантлаб — это библиографический ресурс про фантастику, созданный группой этузиастов. Там, во-первых, можно найти информацию о книгах, во-вторых, выразить своем мнение о них, поставить оценку или обсудить на форуме, а в третьих, получить рекомендацию «что читать». Я вхожу в число админов Фантлаба. Это добровольцы, которые работают и над кодом, и над контентом сайта. Наше ядро — программисты, другие модерируют форумы, третьи — ведут книжные серии и авторов. У меня сейчас в разработке библиографии двух авторов. Задача — собрать все публикации, проверить достоверность, связаться с автором, убедиться, что ничего не забыто. Один из принципов работы Фантлаба — полнота предоставляемых сведений.

Занимаетесь только фантастикой?

Как правило, да. В последнее время появляются биографии «нефантастических» авторов – например, классиков эпохи романтизма, у которых только одна книга фантастическая и огромный пласт других произведений. Таких мы тоже берем. И русскоязычных, и иностранцев; предпочтений нет.

Поговорим о приятном — твоем творчестве. Ахум слышал, у тебя есть связанный проект «игра -книга».

Когда я начала заниматься литературой, к тому моменту я разрабатывала игры фактически десяток лет. Я сделала игру живого действия, которая называется «Вечер у Вайетов». Несколько раз ее успешно проводила, каждый раз сравнивая поведение персонажей. Герои наполнялись внутренней логикой, эмоциями и психологизмом. Однажды все это замкнулось, и я поняла, что хочу на этот сюжет написать книжку. Села – через три дня встала, за это время написала повесть на пять с половиной авторских листов. В прошлом году «Вайеты» выиграли бронзовый Роскон в номинации «Повести и рассказы». К сожалению, книга вышла в украинском издании, поэтому в России ее тяжело купить.

О, раз речь зашла о Росконе, расскажи о фантастических конвентах.

Под конвентом в разных странах понимаются разные вещи. В России в большинстве случаев это внутреннее событие фэндома, закрытое для простой публики, обычно где-то на базах отдыха. На Западе в конвент вкладывают другое значение. Я в прошлом году была на Финконе, принимающим городом был Хельсинки, было легко доехать. И это открытое мероприятие, поддерживаемое городом. Туда приглашено некоторое число авторов, издателей и литературных критиков (около сотни). И ежедневно приходят тысячи посетителей: погулять, купить книжки, послушать интервью или взять автограф у любимого автора. Есть закрытые мероприятия, куда приходит меньше людей. Но вопрос в том, что мероприятие на Западе рассчитано на читателя, а не на фэндом.

В марте этого года проходил Роскон, и его организаторы использовали западный опыт с открытым форматом. На один день авторов вывезли в Москву, в бизнес-центр, где было организовано большое пространство, поделенное по жанрам фантастики. В одном углу постапокалиптика, в другом — городское фентези, еще где-то — все о попаданцах. В каждом месте — список авторов, у которых будут идти автограф-сессии, есть большая сцена, где мэтры дают интервью. Это был первый опыт, он показал, что формат очень интересен читателям. Ожидали тысячи три, пришло раз в пять больше. Единственный минус, который все отметили — было тесно как в час пик, очереди стояли на улице. Так что будет здорово, если у нас будут масштабные мероприятия фантастики, где читатели смогут спокойно пообщаться с авторами.

Dragon Bane LARP
Бюджет Dragon Bane — более миллиона евро, а подготовка шла два года.

У нас в России в апреле 2015 года пройдет Еврокон. Санкт-Петербург выиграл конкурс на его проведение. Это большое хорошее мероприятие человек на 200-300 только зарегистрированных участников, без питерцев и гостей города, которые могут его открыто посетить. В итоге ожидается несколько тысяч участников. Все станет ясно, когда в августе в Дублине пройдет Еврокон `14; на закрытии организаторы передадут пакет документов и «переходящее знамя» нашей стороне. На Евроконе я надеюсь провести секцию сценаристики, которая будет касаться не только кино и компьютерных игр. Я пригласила из Европы главного мастера ролевой игры живого действия Dragonbane (масштабный проект, проходивший в Швеции в 2005-2006 гг), он готов приехать и поделиться опытом.

Есть мнение, что отечественная фантастика переживает не лучшее время. Все завалено… Чем завалено?

alex-dav3Проблема: в издательствах нет нормальных отделов маркетинга и дистрибуции. Все держится на сериях и проектах. Если за границей основной упор идет на внесерийные издания, то у нас книга идет или в серии, или в проекте. Почему так происходит? Издатель рассчитывает, что читатель, не зная автора, увидит знакомое оформление и поймет, что увидит в книжке — и купит. А уже кем она написана и как — признаем, что для определенной части читателей это вторично. Издатель не налаживает новую систему дистрибуции, легче по серийно-проектным рельсам двигаться. Понятно, что если ты автор первой десятки, то можно издаться вне серии или получить от издателя серию специально под тебя, или стартовать свой проект.

С первой десяткой все понятно, а что делать остальным?

Перед автором стоит выбор — либо зарабатывать писательством и становиться профессионалом, либо писать для себя, занимаясь чем-то другим (я отношусь к таким). Если мечтаешь быть тем самым писателем, который зарабатывает написанием букв, то — прямая дорога в проекты. Там платят достаточно денег, чтобы с этого жить. Если издавать книгу просто в серии или вообще вне серии, то условия договора хуже на порядок. Если зарабатывать деньги другим путем, можно позволить себе писать, что хочется, и издаваться в малых издательствах, где печатают неформат. Такая книга имеет шансы на включение в номинационные списки премий, ее заметят критики, будут рецензии. Но, к сожалению, до большого читателя эта книга не дойдет. На крайний случай можно издаться самому. Но это не самый веселый путь.

*Ахум вопросительно смотрит*

Смотри, издался ты сам. У тебя есть три тысячи томов на складе издательства. А дальше их надо разложить по книжным магазинам всей страны. Сам будешь ездить по стране и предлагать на реализацию? Мощные сети так не работают. Они берут прайс издательства и отчеркивают позиции на отгрузку. Вряд ли они вообще будут с физическим лицом договариваться. Интернет-магазин? А как книжку продвигать? Есть еще один путь — не издаваться на бумаге, а воспользоваться сетевыми ресурсами, например, Литресом. Но рынок электронного книгоиздания в России дик и неосвоен.

Вернемся к издателю. Получается, что проекты/серии никакой ценности не представляют?

alex-dav2Всегда есть две точки зрения. Есть те, кто говорит, что это реально плохо: литература не получает ничего нового, авторы исписываются и не могут выдать ничего нового, мыслят в формате. Такая уступка издательств массовому читателю, дескать, «пипл хавает». Но есть и другая точка зрения на те же межавторские проекты. Взять, например, Джорджа Мартина с его проектом «Дикие карты», в котором участвовали писатели с мировым именем, с удовольствием писали рассказы и романы. И никто не сказал, что это было плохо. Значит, дело в планке, не опускаться ниже определенного уровня.

Также надо понимать, то проект — это способ заработать денег автору. Если нет отдачи от работы (а писательство — это работа), то пропадает мотивация вообще что-либо делать. Это способ молодым авторам заявить о себе, хотя с каждым годом это все сложнее и сложнее. Бумажное книгоиздание сокращается. Раньше можно было рассчитывать на тираж в двадцать тысяч, году эдак в 2007, и получить нормальный гонорар, то сейчас начинающий автор может рассчитывать на максимум на две тысячи экземпляров, а гонорара не будет вообще — только процент с продаж, и то через год. А в проекте есть и тираж, и гарантия что прочтут, а самого автора заметят издатели.

Большое спасибо за ответы. И за книгу с автографом тоже, муу!

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Ваше мнение очень важно для нас

  1. Дарья Бедарева:

    А интересно, наверное, на открытом конвенте с мероприятиями для читателей побывать.
    Кстати, всякие Сибирские огни — примерно тот же формат, только событие не литературное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.