«Империя»: Надо бы что-то сделать и побеситься

Муу всем, кто дождался новой трубки Ахума. На этот раз шаман приготовил очень вкусное интервью с Наталией «Alix Alberti» Воронинской, представляющей известную косплей-группу «Империя». Не каждый день можно поговорить с главой Империи!

Расскажи, откуда такое название — «Империя»?

Нам нужно было красивое пафосное слово, которым можно назвать косплей-группу. Я говорю «мы», потому что нас всегда несколько человек. В общем, в 2005 году мы наткнулись на иллюстрации к Trinity Blood (Кровь Троицы), это японский книжный научно-фантастический сериал. Иллюстрации к нему делала художница Сибамото Торес, то, что она нарисовала, настолько меня зацепило, что несколько лет я даже курировала проект по переводу Trinity Blood с японского и английского на русский.

Trinity Blood VladicaTrinity Blood BryttKrouНаш первый косплей — костюмы персонажей Империи истинного человечества из мира Trinity Blood. 2006 год.

Кроме того, в планах значился другой косплей, чисто анимешный — The Vision of Escaflowne. Там персонаж был из тамошней Империи (в том числе). В общем, осенью 2006 года мы решили, что будем называться «Империя». Слово пафосное, красивое, ассоциации нужные. И так исторически сложилось, что среди персонажей, которых мы косплеим, обязательно есть какие-нибудь имперцы — например, из Warhammer 40000.

Как вы стали косплеерами?

Дошли мы до жизни такой в 2006 года с упомянутой Trinity Blood. Про косплей мы знали года с 2004, но браться за него даже не думали. Реакция была либо «Мама, я не смогу, это же так сложно», либо «Ой, какая фигня». Отечественного косплея в то время было немного, в доступе были в основном фотографии иностранных (японских и американских) косплееров. И мы решили попробовать сами. Наверное, это было очень странно: считается, что для первого косплея нужно брать что-то попроще, но мы решили сразу задать себе планку повыше. В Trinity Blood у многих персонажей действительно сложные костюмы, с большим количеством деталей. Эти детали нас, собственно говоря, и заинтересовали. Стало интересно попробовать перевести картинку из 2D в реальность.

Как устроена «Империя»?

Это группа по интересам, которая время от времени решает, что надо бы что-то сделать и побеситься в свое удовольствие на съемке. Наверно, я могу назвать себя лидером: мне больше всех надо, я обычно ко всем пристаю и всех достаю. От первоначального состава у нас сейчас два человека, это Мария “M. Keller” Беркутова и я, а Диана ”Lilith” Токубаева, Катя “LGKit” Ефремова, Дарья “DarK”, Рита Артеменко — они пришли позже. Ну и, все-таки люди меняются, меняются интересы, приоритеты, жизненные обстоятельства: кто-то переехал, кому-то просто надоело. Но, например, Надя Зуенко (Brytt Crow), которой косплей надоел, все равно нам помогает. Повторюсь, приоритеты меняются: мы становимся старше, больше времени занимает работа/учеба/научная деятельность, семья. Не получается уделять этому хобби столько времени, как раньше. К тому же, Диана Токубаева живет в Тюмени, а в Новосибирск может приехать раз в год. Так что получается редко, но метко.
Trinity Blood LilithЭто что касается основного состава. А вообще я иногда привлекаю всех, до кого дотянусь. Если мне кажется, что человеку подойдет какой-то образ, я ему даже костюм сделаю в крайнем случае, если мне хочется увидеть этого человека на фотографиях именно в этом образе за компанию с нами. Но не скажу, что это постоянная практика, но лично я в ней ничего плохого не вижу. Вообще грань между понятиями «косплеер» и «модель» сейчас стирается, но тема «Кто достоин носить гордое имя «косплеер» сама по себе достаточно холиварная, но это уже совсем другая история.

Вы занимаетесь только фотокосплеем?

Так получилось, что мы занимаемся преимущественно фотокосплеем. Когда мы начинали, в Сибири не было толковых фестивалей. Был один фестиваль, который и сейчас существует — «Siberian Otaku Saiten» (SOS). Но, если честно, надоело доказывать организаторам, что ты не верблюд и тебя можно выпускать на сцену. Плюс вопросы организации, скажем так, никогда не были сильной стороной данного мероприятия. Так что с 2008 года наше основное направление это фотокосплей. Иногда удается выбраться в ту же Москву (в Питер пока не получается – то работа, то деньги, то что-нибудь еще) и даже отхватить какое-нибудь призовое место, но стоимость авиабилетов делает это удовольствие более редким, чем хотелось бы.

Безусловно, косплей в Сибири есть: появляются новые фестивали, косплееров очень много, ведь в последние годы это такое «модное молодежное хобби». Вопрос в том, что уровень косплея, к сожалению, по большей части ниже того, что можно увидеть на фестивалях Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, в городах Сибири за последние три-четыре года появились отличные косплееры, но их, увы, меньше, чем в той же Москве.

Давай поговорим о приятном, ты упомянула про призовые места/

Тут все просто, как уже было сказано – на фестивали в Москву выбраться удается нечасто. В 2007 году Гран-при (дефиле) московского фестиваля Animatrix досталось, в том числе, Свете Ильиных, она была в первом составе «Империи». В том же году мы получили спецприз фестиваля SOS (выступление совместно с местной косплей-группой Weiss Epilog). 2008 год – Гран-при (дефиле), фестиваль Animatrix, все та же Trinity Blood, собственно, я.

Sorrowful Star of HopeMethuselah Mother

Потом случился кризис и про поездки пришлось временно забыть, в отличие от конкурсов фотокосплея. Мы посылаем фотоработы на фестивали Москву, Питер, Уфу и Екатеринбург, где есть конкурсы фотокосплея, иногда получается войти в число призеров, что очень приятно, поскольку хороших косплееров и фотографов в обеих столицах, разумеется, на порядок больше, чем у нас в Сибири.

warhammer cosplay2012 год – снова Animatrix, спецприз жюри за внеконкурсное выступление (инквизитор, Warhammer 40000)

На том же «Аниматриксе» удалось примазаться, так сказать, к отличной московской косплей-группой Hide-out, принять участие в их сценке (Trinity Blood), которая получила призы за лучшие костюм и лучшее представление. В этом году на московском же фестивале Cha no yu, в номинации Game-дефиле «выбор жюри» и «выбор зала» достались императрице Химико из Atlantica Online (корейская ММОРПГ).

atlantica online empress himiko

Ну и плюс ко всему – наши фото периодически попадают в подборки лучших работ на сайтах, где мы их публикуем.

Костюмы вы делаете сами? Это дорогое хобби?

Да, костюмы делаем самостоятельно. Что касается стоимости, то она бывает очень разная. Если это несложный косплей, то расходники обходятся в тысячу-полторы, если что-то серьезнее, то ценник на материалы начнется от 5 000 рублей. Я не подсчитываю какие-то конкретные расходы, могу озвучить только приблизительные. Существенно снизить стоимость позволяет, конечно, близкое знакомство с местными оптовыми магазинами, где ткань, фурнитуру и прочие материалы можно купить значительно дешевле, чем в розничной сети.

Шьет каждый сам или какое-то разделение труда есть?

Когда как. Кто на что способен и кто что может. Например, Диана – отличная швея, она шьет сама. Я шью во много раз хуже, но, по большей части, делаю весь крафт – оружие, броню, цацки. Тут скорее вопрос разумности приложения усилий – каждый делает то, что у него получается лучше всего, а если не получается, моя уже задача – найти человека, который сможет нам помочь. Благо, желающие среди друзей и знакомых есть всегда.

У вас много косплея по Warhammer 40 000…

Неа, по Trinity Blood и Sengoku BASARA еще больше. Понятно дело, на фото далеко не все.

trinity blood estherWell scary

trinity blood jane judith jocelyntrinity blood rainy day

Eis HexeTrinity Blood

BASARAБасараSengoku BASARA

HideyoshiSengoku BASARA

У косплея королевы Лакримы III есть личное одобрение Джона Бланша, арт-директора Games Workshop. Художники GW мониторят деятельность фанов, наш косплей им на глаза попадался, так что когда мой друг Кирилл (спасибо ему огромное) по собственной инициативе связался с господином Бланшем, тот сказал, что уже в курсе, доволен – и попросил наши фото для своего портфолио. Оказаться в портфолио одного из твоих любимых художников… я, наверно, неделю визжала от радости.

queen lachrymaЛакрима долгое время была для меня косплеем мечты, как и инквизитор.

warhammer 40000 cosplayЗато самый большой наш фотосет – именно по Warhammer 40 000.

Общую атрибутику делала я, чтобы не было стилистического разнобоя. А так – собралась группа товарищей, которые, как и я, очень любят «ваху», костюмы собрали из того, что имеется. Демона в исполнении M.Keller делали по своему эскизу. Дело в том, что Warhammer 40 000 очень удобен для того, что называется «оригинальным косплеем». Делается образ, и чем более он интуитивно понятен, опознаваем и лучше сделан — тем круче. Множество персонажей, очень много вариаций на тему исходных концептов, можно придумывать в своё удовольствие, чем мы и занимаемся. Например, сейчас я делаю костюм еще одного инквизитора, на сей раз это охотник на ведьм из Ordo Malleus, я не беру в качестве референса один какой-то конкретный арт, я использую несколько сразу, совмещаю те элементы, которые мне больше всего нравятся.

Как выбираются источники?

Исторически сложилось, что мы всегда дружили именно с артом. Но тут, как обычно, не все так просто, «косплей по картинке» — это тоже одна из наиболее холиварных в тусовке тем.

Бывает, что человек западает на костюм, делает косплей, но не вникает в источник — в итоге получается несоответствие духу того произведения, откуда картинка родом. Мы стараемся этого избегать. Для нас любой источник, за который мы беремся, это определенное погружение в его атмосферу, максимальное знакомство с каноном. Даже если я не могу пройти игру Sengoku Musou, я посмотрю все прохождения за нужного мне персонажа, чтобы знать, как он двигается, как себя ведет. Мне нужно почувствовать и понять характер персонажа, понять, как вести себя на фотосете.

Источники выбираются по принципу кому что понравилось. Основные наши темы — Trinity Blood, а еще японская компьютерная игра (потом по ней нарисовали мангу и сняли аниме) Sengoku BASARA

А вообще главный критерий — это должно нравиться. Другое дело, что у нас вкусы специфические. Например, наша любовь сейчас — книжный косплей. Сюда можно отнести оригинальные образы книжного «Ведьмака». Мы отталкиваемся от описаний, данных в книге, хотя понимаем, что франшиза уже вылезла за пределы книги, это сейчас уже игра, настолка, комиксы, но мы все равно ориентируемся на книгу.

Трисс МеригольдЙеннифер

Восточные источники мы охватываем хорошо: это и игры, и арты, и манга, и аниме. Везде отметились.

Получается, есть разные виды косплея?

В общем, да. У нас в стране до сих пор не могут привыкнуть к тому, что косплей можно делать не только по аниме или манге. Мол, косплей, это только то, что японское. Ага, скажите это японским косплеерам американских видеоигр, например. Самое смешное, что японцы о существовании подобных рамок и не догадываются. У нас долгое время на фестивали не пропускали косплей по западным, не азиатским источникам, хотя на основном (на середину нулевых) японском косплей-сайте Cure в списке категорий для публикации косплей-фото и национальные костюмы, и книги, и фильмы, и косплей на реальных людей – актеров, музыкантов и прочая. А в России косплей за счет западных источников стал расширяться сравнительно недавно. Что до нас, «Империи», то первый «западный» косплей – это 2008 год, мультсериал Avatar The Last Airbender.

Avatar The Last AirbenderAutumn in Fire Nation
2008 год

avatar firelady ursaИ пять лет спустя

Кстати, какие сайты, посвященные косплею, наиболее популярны?

В свое время сайтом №1 для не азиатов был американский Cosplay.com, однако он несколько заглох и основная активность перетекла на DeviantArt, а теперь еще и Worldcosplay. Последний ресурс, как и Cure, японский, но ориентирован на интернациональную аудиторию. Тот же Cure так и не смогли толком перестроить для англоязычных пользователей, у него достаточно неудобная структура, однако именно благодаря этому ресурсу наше первое иностранное интервью. К нам обратился журналист издательского дома Asahi Shimbun. И первый материал с нашим участием — это было небольшое интервью в японском издании.

Siberian Cosplay

И как эта слава на вкус?

Приятно.

Часто публикуетесь?

Печатных публикаций не очень много, потому что не очень много изданий, посвященных косплею. Интервью чаще всего (несколько раз в год) берут иностранные блоггеры и владельцы сайтов, посвященных гик-культуре.

То есть Ахум не первый… Но о вашей группе тяжело найти информацию.

Моя вина в чистом виде. Обновлять командные галереи не всегда, увы, есть время, а уж заниматься продвижением – тем более. Плюс у меня личный глюк – самореклама кажется… неудобной. Командные галереи у нас есть на Cosplay.com (тут больше всего фотографий и не нужна регистрация для их просмотра) и Cure (не обновлялась очень давно, наполовину закрытая для незарегистрированных пользователей). Личные галереи есть у нескольких имперцев на DeviantArt (раз, два и три) и Worldcosplay, но, повторюсь, заниматься обновлением у всех не всегда доходят руки.

А финансовая выгода от косплея есть?

Если бы, одни убытки! Ну кому вообще платят за хобби? Но бывает, косплееры подрабатывают в качестве промоутеров, аниматоров. И к нам наконец-то пришла практика, когда компания-разработчик или издатель, например, компьютерной игры заключает договор с косплеером, который становится «лицом» игры и принимает участие в рекламных мероприятиях, выставках, которые ей посвящены. Понятное дело, что это в нашей стране возможно только в Москве или Питере, но тем не менее. Да, за рубежом есть понятие «профессиональный косплеер» — когда человек действительно может сделать хобби основным источником дохода. Зато это очень удобная отмазка: «Да мы сделали фигню, но мы же не профессиональные косплееры!». Хотя если есть руки и голова на положенном им месте, любой человек может найти в интернете мастер-классы, туториалы и прочая, посмотреть и попробовать сделать что-то самостоятельно. «Профессиональным косплеером» для этого быть не обязательно. Правда, у российского косплея есть своя специфика – и возрастная, и финансовая.

Например? Как вообще развивался косплей в России?

Как я уже говорила, первые косплееры в России появились где-то в 2002-2003 году, на это же время приходятся первые фестивали – Москва, Питер, Воронеж, Ростов (точных данных не назову, могу ошибиться). Где-то с 2009 года начинается массовая популярность косплея, во многом благодаря тому, что проще стало заказывать парики (и готовые костюмы) с eBay. О косплей-индустрии (парики, костюмы, материалы и пр.) в том понимании, как она существует в Японии, Китае, США и прочем заграничье, говорить не приходится, однако у нас появились мастера – швеи, крафтеры, которые специализируются на изготовлении костюмов, укладке париков. Возможность приобрести костюм (или элементы для него) стала проще, стало больше и косплееров. Снизился, грубо говоря, и возрастной уровень. Скажем так, в «нулевые» косплеем занимались люди, которые были более или менее в курсе этой субкультуры, средний возраст составлял возраст 18+.

Кстати, это молодежное хобби или не очень?

Уж не знаю, плохо это или хорошо, но у нас косплей чаще всего воспринимается как хобби, популярное среди школьников. Вопли «Она же старая, боже мой, ей 25!», конечно, звучали и раньше, но сейчас к ним прибавились и похоронные заявления «Мне 30, жизнь кончена, ведь я уже не могу заниматься косплеем». На самом деле, конечно, это смешно. Если мы сядем смотреть видео с буржуйских мероприятий, особенно американских (Comic Con, Dragoncon, MCM Comic Con, Japan Expo и т.д.), особенно те, где в программе есть косплей-блоки, то увидим среди участников немало людей, чей средний возраст будет приближаться как раз к 25+, а то и 30 с хвостиком, как в тех же Штатах. И зазорным это хобби там не считается, будь тебе 18, 25 или 50 лет. Для буржуев это нормально, к этому времени человек начинает самостоятельно зарабатывать и тратить на себя деньги, а не брать их у родителей или копить со стипендии. Не так давно американский телеканал SyFy (специализируется на фантастических сериалах, например, Battlestar Galactica, Stargate, Charmed, Warehouse13, Defeance и прочая) выпустил реалити-шоу «Герои косплея». Так вот, участники там явно не школьного возраста. Даже в Японии, где, скажем так, легионы легионов школьниц составляют основную целевую группу косплей-аудитории, есть косплееры 30+. Впрочем, на том же Западе крупные мероприятия объединяют фанатов все зависимости от возраста и, скажем так, «специализации», это еще одна особенность – мультифэндомная (различные игры, фильмы и прочая) программа, которая включает в себя не только шоу, но и выставки, ярмарки, турниры, презентации и прочая. У нас в этом направлении только-только делаются первые шаги. В России и СНГ по большей части конвенты, в программу которых входит косплей, достаточно узкоспециализированы.

А что ты скажешь о мнении, согласно которому русский косплей – бессмысленный и беспощадный?

Тех, кто так считает, забанили в Гугле, причем, по IP и IQ одновременно. Да, в Японии, Китае, а затем в Штатах и Европе косплей – это, в том числе индустрия. Это парики, материалы, которых у нас нет и которые не всегда можно заказать даже через eBay. Опять же, сравним заработки у нас и в Штатах, там косплеер может позволить себе собрать мастерскую в гараже и делать броню космодесантника из Warhammer 40 000 на уровне практически голливудских костюмных мастерских. У нас есть люди с руками и головой, которые собирают необходимое оборудование (например, вакуумные прессы для работы с ПВХ) и делать костюмы и броню ничуть не хуже, но их просто меньше. Тем не менее, русский косплей достаточно высоко котируется в Европе и США. В том числе, потому, что когда люди узнают, на какие ухищрения приходится идти, они отказываются верить, что вот это – линолеум, папье-маше, гипс и клеевой пистолет. Кроме того, у нас, помимо отличных косплееров, есть отличные фотографы. И если мы проигрываем в плане конвентов, то в плане фотокосплея, безусловно, русские, украинцы и белорусы – определенно в числе лучших. А самое страшное, что есть в русском косплее, а точнее – около него, так это ужасное слово «косплейщик» («косплейщица»), которое и произносить-то противно, не говоря о том, чтобы так называться.

Загляни сюда

Здесь мы разговариаем

  1. Фрон:

    Спасибо за интервью!
    «Империи» творческих успехов, новых идей и их воплощения!

  2. Завидую белой завистью таким людям, у которых руки из того места растут :) Спасибо за интервью