«Если дорог тебе твой дом»

Если дорог тебе твой домАхум долго думал, стоит ли писать о ролевых играх, которые он сам написал. Обычно он этого не делал. Однако повод подвернулся в виде круглой даты — 70 лет Победы. Му, особенно если есть такая игра.

Просто и приятно смотреть на праздничные салюты и парады танчиков. Вспоминать, почему победу называют великой — не очень. И вот была у Ахума идея создать ситуацию не воспетого подвига. Что-то сделал героическое, но никто этого не оценит — более того, все постараются забыть, что такое вообще было. Например, котел под Вязьмой.

Википедия скромно называет его «Вяземской операцией». Для вермахта это была действительно блестящая операция — взять в окружение более полумиллиона солдат (680 тысяч, не считая убитых). А для Советского Союза это была катастрофа. Разбираться, что там произошло, начали только в конце XX века, а читатель, интересующийся военной историей, смог узнать подробности «котла» только в 2007 году (Лопуховский Л. «Вяземская катастрофа 41-го года».).

Павильонная игра «Если дорог тебе твой дом» была проведена в 2012 году и посвящена она была одной из самых бесславных страниц Великой Отечественной войны — Вязьминскому окружению 41-го. Название — первая строчка известного стихотворения Симонова. Сюжет игры строится на реальной истории 162 стрелковой дивизии и ее командира Н. Ф. Колкунова. Игроки примеряют на себя роли советских офицеров, оказавшихся в непростой ситуации: сражаться до конца, сдаться или отступить. По характеру игра военно-штабная. Но деятельность сводилась не к перемещению отрядов по карте. Было два «поля боя», где по определенной механике решалось, выживет персонаж или будет убит.

После смерти персонажа игрок сразу выходил из игры, и штаб посылал новых командиров на поле боя. С определенного момента становилось ясно, что сопротивление и жертвы бессмысленны, что дивизия окружена, что дальше ничего нет — только плен, забвение, смерть. Большая часть войск разбита, из начального состава офицеров осталась дай Бог половина.
Пленные красноармейцы
На хэппи-энд в такой игре рассчитывать не стоит. Вообще требуется определенный уровень саморефлексии, чтобы попытаться ощутить то, что чувствовали настоящие бойцы, сотнями тысяч сгубленные под Вязьмой в 1941-ом. Что военной машине вермахта противостоять невозможно — вот уже полгода он загоняет Красную армию вглубь страны. Еще ни одной крупной победы, ничего кроме постоянных «котлов» и отступлений. Хорошо по этому поводу написал один игрок, приведет Ахум длинную цитату из его не менее длинного отчета.

«Во что обычно играют на ролевых играх? Играют в то, что принцесса как бы заснула, но случайно проходящий мимо принц приобнял её нежно за белую грудь, поцеловал сладко в сахарные уста и тут же наступило благорастворение воздухов, потекли молочные реки промеж кисельных берегов. Всё радостно, елейно и воздушно, все плохие побеждены, все хорошие победили. Приятно побеждать в таких играх, потому что победа в таких играх — это не менее чем спасение мира.

Во что играют в «Дороге»? Ты тонешь в яме с го%ном, погрузился уже по самую макушку и только и силишься вынырнуть вдохнуть воздуха, а тебя сверху кованым сапогом обратно давят. И выиграть тут — это ещё раз вздохнуть, не утонуть. А уж если получилось зацепиться рукой за край ямы… о том даже и мечтать излишне смело.

Даже не знаю, каково было командирам уходить на поле боя зная, что, скорее всего, оттуда не вернуться, уходить вслед за теми кто ушел вчера и позавчера. Работа в штабе создала именно то ощущение, которое возникает после изучения источников про Войну. Полнейшая безысходность, когда все вокруг разрушается прямо на глазах, гибнут люди и не видно ничего, что могло бы переломить ситуацию. Нет будущего. Абсолютно никакого абсолютно нет. Есть только сейчас, и надо здесь зацепиться, тут простоять, убить врага и не умереть, потому что надо убить их ещё много. Что может в такой ситуации командир — как-то наладить ситуацию, уменьшить хаос и кого-то отправить на передовую. Кого отправить если обо всех присутствующих одинаково неизвестно ничего. Да вот этого, потому что он в данный момент ничем не занят. А завтра кого отправить, на один участок отправить нового командира, ушедший вчера не вернулся, а на другой отправить того, кто командовал вчера — вернулся, выдержал, значит способный, значит, отвоюет для всех ещё один день.»

Загляни сюда

Здесь мы разговариаем

  1. Picnic5:

    Я думал, есть чувствительные, трогательные игры…
    …Но вот чтобы целенаправленно подгонять человека под определенный способ мышления и связанные с ними эмоции — это для меня что-то совсем, совсем новое! Спасибо, Ахум, за ознакомление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.