Моцарт против «лабухов»

НотыПара мыслей относительно игровой музыки. Возникли в момент, когда шаман отвечал на комментарии к предыдущей записи.

Дело в том, что Ахум без всякой мысли назвал западных игровых композиторов «лабухами». В ответ справедливо заметили, что валить всех в одну кучу – неправильно. Это резонно, закон Парето справедлив: среди общей массы есть несколько «звездочек», получающих львиную долю успеха, будь то японцы или европейцы. В качестве примера взят невероятно раскрученный Джереми Соул, который тоже играл на ведущих площадках.

Ахум поболтал на эту тему с парой собеседников. Был проведен мысленный поединок: были взяты два коммерческих музыканта, один из них – заслуженный классик, имя другого произносится с обычно с кривой ухмылкой. Дима Билан против Моцарта. Да, господа, Моцарт просто так ничего не писал и не исполнял, только за флорины и дукаты, однако же его наследие – произведения искусства. И вы знаете, этот разговор зашел в тупик. Не получилось найти то зерно истины, которое делает «продукт» искусством.

В ноябре этого года проходил литературный фестиваль «Белое пятно». Вообще, он каждый год проводится, просто в этот раз был круглый стол на тему «Когда литература становится классикой». И вывод той дискуссии был поразителен: искусство появляется тогда, когда рождается новый образ, новая идея, до этого не существовавшие. И этот образ оказывает сильное влияние на культуру, порождает повторы и копирование. Причем образ не имеет ничего общего с автором (например, вымышленный Козьма Прутков и его настоящие авторы).

Можем ли мы перенести эти выводы на нашу ситуацию? Маэстро Симура не был первым музыкантом, собравшим оркестр для записи игровой музыки. Но он первым вышел с ней на первую сцену страны, и сделал все великолепно, вписав свое имя в историю музыки.

На закуску Ахум вспомнит неприятную историю с саундтреком к Planescape: Torment. Lustmord написал очень мрачный ambient, который безболезненно заменили на аналогичные треки от более известного Марка Моргана. Очевидно, в глазах продюсеров музыка сама по себе ценности никакой не имела…

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Ваше мнение очень важно для нас

  1. Arseniy Harchenko:

    Ценность саундтрека я лично для себя определяю очень просто: работает ли эта музыка без контекста? Можно ли воспринимать её как отдельное и вполне самостоятельное произведение, не требующее дополнительной визуальной подпитки (игровой, кинематографической)? Если да — всё, вопрос исчерпан и ответ очевиден.

    Возьмём, к примеру, Энио Морриконе. Его творчество начало вполне успешную жизнь и вне соответствующих картин. А вот к примеру тот же Ханс Циммер — безусловно, помпезные и насыщенные работы, но слабо представляемые без основы, для которой создавались. Та же ситуация, разумеется, применима и к играм. И все эти японцы ровно так же беспомощны без своей кавайной подоплеки, так же как и Джереми Соул, и Йеспер Кюд и другие американцы и европейцы. И в том ведь и есть вся прелесть, ведь игра — это яркий конгломерат всех искусств. Нарративного, визуального, аудиального — и именно как единое целое её и надо воспринимать. Читать сценарий игры без самой игры, смотреть на скриншоты из неё или слушать музыку по отдельности — нет, в этом никакого интереса нет. Но стоит объединить эти компоненты — и вот, пожалуйста, всё сложилось в то, что заставляет говорить себе «нет, ещё часик и только потом спать».

    Я совершенно согласен с мыслью о том, что вписывает себя в искусство тот, кто создаёт новую форму, образ или подход к известному материалу. Не согласен я стем, что выход с симфоническим оркестром на публику — это та самая новая форма.

    • Naara:

      С мыслью о том, что действительно хороший саунд должен восприниматься и без фильма/игры соглашусь, ибо сам в прошлом году об этом писал.
      Но тот же Циммер прекрасно смотрится вне контекста. Если «Пираты» слишком самобытны, то Ганнибал и Кризис прекрасны в своей самостоятельности.
      Соул, Кид и прочие беспомощны? Call of Magic, Dragonborn уже давно живут своей жизнью. Кид, пожалуй, если и создал что-то обособившееся, то только пару тем к SA. Ну а того же Ямаоку даже русские реперы (прости, господи) разбирают на аранжировки; WoWеры клепают машинимки под него…

      • Arseniy Harchenko:

        Музыка — вещь достаточно субъективная. Я-то. конечно, спорить о ней могу очень долго, потому как без музыки себя не мыслю и это у меня настоящая страсть, но смысла в том не вижу. Для меня Циммер — неразличимое нагромождение громких и патетично звучащих симфонических каскадов, которые хорошо смотрятся в кино, но не в моём плеере. Вот мне очень понравился саундтрек «Интерстеллара», но именно как усиливающий фактор хорошей киноленты, отдельно же слушать — нет, оно так не работает.

        Ямаока несколько выбивается из этого ряда, поскольку пишет вполне законченные и осмысленные песни, хотя и не всегда. Но часть его произведений да, соглашусь, вполне можно слушать вообще вне всего. А вот пример с машинимами паршивый — мы-то говорим как раз о самостоятельности в том плане, чтобы взять и послушать именно как отдельное музыкальное произведение. А использование в саундтреке для чего-то там ещё — это не совсем то, о чём речь.

    • Ахум:

      Ахум поддерживает идею о самодостаточных треках. Среди личных предпочтений Hell Marsh и прочие balalayka-style из Red Alert и музыка из Neverhood.

  2. Naara:

    «Новый образ и новая идея»
    Но ведь создание нового ещё не все. Толку создать новое, если ты не облек это в достойную форму. И случаи, когда люди создавали новое, но «классиками» становились те, кто смог придать этому форму. Так является ли «идея и её новизна» критерием для признания искусством/класикой?

    Опять же. Был ли господин Симура первым или нет (трудно искать факты биографии, да и незачем), но мы же не будем говорить, что он классик лишь по причине «первый вышел на сцену». Он один из равных.

    И ограничивается ли искусство тем, что кто-то его реализовал раньше? По сути речь не о достоинствах музыки, а о том, кто раньше вышел с ней в свет. (ситуация из серии, когда лит.произведение награждается за…качественный переплет).

    • Ахум:

      Му в том и дело, что среди равных кто-то обретает бессмертие. Кого мы вспомним из современников Пушкина или Моцарта? Конкурентов у них хватало, но история забыла их имена.

      Вопрос качества ставить бессмысленно, потому что плохая вещь просто не дойдет до людей. Получается, что любая заявка на произведение искусства должна быть хорошей.

  3. Арсений:

    Вопрос репутации. Чем более знаменит композитор или исполнитель, тем больше вероятность, что его произведения, попадут в комплект музыкальных тем.
    Например, в музыкальной теме Нордскола, конкретно, Ледяной Короны, проскальзывает намёк на Бетховена, хотя, естественно, творили другие люди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.