По японским технологиям

Евгения ДавидюкНеделю назад Ахум сходил на концерт «По японским технологиям» и все ждал, когда появятся толковые отчеты. Появился один, но такой бестолковый, что придется все брать в свои лапы.

Итак: филармония, новосибирский симфонический оркестр играет музыку из японских компьютерных игр, за дирижерским пультом — Кеничи Симура (Kenichi Shimura). Интригует невероятно.

Это было невероятно. Оркестровые композиции сменялись сольными, в музыку вливался хор, а то и отдельный голос — русской сэйю. Откуда — всякие jrpg, на слуху только FFVII и Dragon Quest.

Если игры делают профессионалы, то и музыку к ним тоже должны сочинять опытные музыканты. И если на Западе этим занимаются «лабухи», то японцы превратили игровую музыку в искусство. Кеничи Симура занимается именно этим. Музыка, рожденная его руками, проникает под кожу, бьет подобно электричеству. Десятки людей одновременно сплетают отдельные звуки в материю более высокого порядка. Ух! Не то, чтобы шаману не нравится музыка в World of Warcraft, но если положить руку на сердце — рядом не стояла.

Во втором отделении играли отрывки из симфонии Final Fantasy VII. Электронную музыку из этой игры переложили в симфонию, которая по оригинальному замыслу длится два с половиной часа. 21 июня 2014 года Кеничи Симура представил ее в токийском Suntory Hall. Длительность этого концерта — два с половиной часа, поэтому у нас были сыграны только отрывки.

В программе ничего не было сказано, что гостей из Японии будет двое. И это был приятный сюрприз — приехала и выступила Евгения Давидюк, русская сэйю. Сэйю — это актеры, чьи голоса мы слышим в аниме и jrpg. Женя спела две песни из «Евангелиона». Небольшой взрыв мозга: камерный оркестр в консервативной обстановке исполняет «Komm, Suesser Tod» и невероятную попсовую «A Cruel Angel’s Thesis». Вообще Женя — персона в русском фэндоме известная. Кстати, фотографии шаман дернул из ее личного блога.

Симура — отличный мужик, очень выразительный на сцене. На него смотреть можно бесконечно: он постоянно двигается, импульсивно переворачивает страницы. А как он дирижирует! Пусть приезжает еще, муу.

БолотноеДа это же Гадюкино Болотное: Женя в центре, Кеничи Симура справа.

Симура и ДавидюкНа репетиции. Качество — какое дали.

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Ваше мнение очень важно для нас

  1. Мортис:

    http://www.youtube.com/watch?v=Lyld0ekydd0 — Вот на мой взгляд величайший пример западной игровой музыки. Хотя в этом случае слово «игровая», звучит как оскорбление. Один из немногих саундтреков, который я могу слушать отдельно. А японцы… Акира Ямаока — чудесный мужик. Однако не стоит забывать, что вокал и стихи к его музыке писали люди с запада (Мэри МакГир и Джо Ромерза). Недавно попался в руки саундтрек из Dark Souls 2 — непонятное нечто, а не музыка, только в игре она хоть как то проявляет себя, выполняет задачу, создаёт атмосферу. В игре мы музыку не слышим, только ритм и общий мотив.

    А эмбиент на синтезаторе… Ну есть качественная электронная музыка, есть не качественная. Dead can Dance имеют записи в стиле эмбиент, у Брендана Перри целый альбом электронный под аккомпанемент его офигенного вокала. (http://www.youtube.com/watch?v=KMNpXhgXt7o ). Или более нетрадиционный и современный дуэт — Carbon Based Lifeforms, очень, очень качественная музыка.

  2. Ranedo:

    А как Ахум относится к творчеству таких композиторов, как Yuki Kajiura и Hiroyuki Sawano?

  3. Picnic5:

    One-Winged Angel не проигрывается.

  4. Alexander Rumyantsev:

    «Инфа 100%»? Предлагаю (ну, хотя бы для справки) ознакомиться с серией заметок «Неделя игрового композитора» от «Игромании»

    • Ахум:

      Они, конечно, пытаются быть композиторами. Достаточно сравнить продажи игрового музла на Западе и в Японии. В одном случае это постпродакшен, в другом — самостоятельная индустрия. У кого профессионализм будет выше?

      • Alexander Rumyantsev:

        Так речь-то всё-таки об индустрии и продажах, или об искусстве? )
        Япония живет по своим правилам, многое из того, что популярно там, у нас либо неизвестно, либо не пользуется спросом. Взять хоть те же «баттлы» сэйю (можно загуглить на Ютубе) — даже на каком-нибудь «Комиконе» западном такое с трудом можно представить

        • Naara:

          Big in Japan, что тут ещё скажешь.

        • Ахум:

          Спасибо за комментарии, очень полезно было подумать. А ответ Ахума будет таков.

          Все начинается с денег. В одном случае компания обращается к музыканту-электронщику, который лабает ambient на своем синтезаторе (отсюда и «лабух»). Во втором случае корпорация вваливает кучу денег и нанимает человека, который собирает оркестр. Вот этот японец собрал два оркестра.

          Послушайте оригинальную тему Сефирота из FF7 (легко гуглится) и сравните с оркестровой версией. Вот тот случай, когда продукт превращается в искусство.

          • Naara:

            Наара запутаться :(
            Компания, нанимающая для записи саунда к игре электронщика с синтезатором — лабухи.
            Компания, нанимающая для записи саунда к игре оркестр (два, три) — занимаются искусством.

            Или

            Компания, которая пишет музыку для игры, которая исполняется оркестром — это искусство?

            В любом случае, как по мне, деление на запад/восток, искусство/продажи не до конца верно.
            И Японцы привлекают голливудских композиторов. И те, и другие лабают ambient на синтезаторах. И тех, и других можно переложить на оркестр, или продать огромными тиражами.

            Мы же не скажем, что Ханс Циммер лабух? Равно как мы не умаляем достоинств японских композиторов. Везде есть те, для кого музыка к игре, фильму (да и в принципе музыка) — искусство, равно как везде есть те, кто видит только продажи и деньги.

      • Liiyuti9:

        Профессионализм… вбей в поисковике Jeremy Soule

        • Naara:

          Да, как же я о нем забыл-то!
          И оркестр прилагался всегда :)

          • Reiko:

            Ага. А ещё, для тех кто не знал или забыл, Джереми Соул писал музыку и для Варкрафта.
            Более того, в ВоВе музыка настолько замечательна, что без неё игра и мир потеряли бы изрядную долю неподражаемой атмосферы.
            Вы же в курсе, что музыка создается с разными целями? Шедевральный оркестровый саундтрек может отвлекать от игрового процесса, а спокойный амбиент — наоборот настраивать на нужный лад.
            И вообще, о вкусах не спорят.

        • Ахум:

          Соул, конечно, умница, но это классическая success story. Остальным приходится вкалывать на самоиграйке в надежде дотянуться до его уровня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.