Portal и игровая метафора

Игры Portal и Portal 2 вышли с разницей в четыре года (2007 и 2011). Хоть они и похожи, это совершенно разные игры. Оригинал содержит в себе сложную метафору, до вершин которой сиквел никогда не дотянется. О философии первого Портала будет рассуждать шаман.

Portal выполнен очень аскетично — огромные пустые пространства, однообразные текстуры, минимум деталей и интерактива. По ходу игры мы следим за противостоянием двух персонажей — девушки с портальной пушкой Челл и взбесившимся ИИ ГлэДОС. Решаем головоломки, наслаждаемся черным юмором, хапаем свою долю саспенса, слушаем финальную песню Still Alive. Между тем, скупой геймдизайн скрывает за собой мрак, творящийся в головах у разработчиков.

ApertureВсе подсознательное в итоге окажется на поверхности.

Персонажи

То, что персонажей игрок не видит, не означает, что их нет. «Видишь суслика? И я не вижу. А он есть».

Враги. В камерах испытаний нас ждет несколько активных опасностей, в том числе турели. Удивительно, но это обычные мобы шутеров, доведенные до абсурда. Их единственное назначение — задержать игрока. Турели могут делать все, кроме преследования. Выводя турель из строя, игрок убивает второстепенного персонажа. Ха, даже в обычных играх, где противники весьма человечны, они идут в расход без всяких раздумий. А в мире игры на одного персонажа стало меньше…

Му и что? Разве мы горюем о забитых курах, которых готовим и едим? Такова их судьба! Рассмотрим лучше «Испытуемого №2». В ходе игры игрок встречает небольшие комнатушки, где этот другой испытуемый жил, спал и оставлял сообщения. Он переписывал классические стихи, посвящая их своему другу. Он уже знал, что тортика нет. Он выживал, запасая воду и занимаясь готовкой на системных блоках (очевидно, все было взято из рабочих кабинетов Aperture). Какова его дальнейшая судьба?

Записи на стенеНаш товарищ по несчастью был очень близок с кубиком. Чересчур близок.

Зато совершенно ужасная судьба постигает нашего общего приятеля. Утяжеленный грузовой куб-компаньон умирает от рук главного героя. На примере турелей шаман уже показал, что персонажу, чтобы быть человечным, не обязательно выглядеть как человек. Так и тут: куб-компаньон это метафора друга. Он помогает двигаться вперед, защищает от угроз, готов подождать сколько угодно — без лишних слов. Идеальный товарищ, не от таком ли мечтает каждый из нас? Чтобы всегда рядом был кто-то кто поможет и защитит.

Но убийство «кубика» подстроено — это работа ГЛэДОС, которая поставила такую чудовищную моральную дилемму. Пожертвовать другом и двигаться дальше или застрять тут навсегда? Игрок практически всегда выберет первый вариант, и вина за содеянное будет глодать его вечно. Сублимируя чувство вины, оно выплеснется в ненависть к тому, кто устроил такую ситуацию — к самой ГЛэДОС.

ГЛэДОСГолова, согнутая спина и ноги… Только руки под неестественным углом, а так все в норме.

ГЛэДОС, великая и ужасная

Прежде чем курить трубку дальше, Ахум спросит: а вы замечали, что физическое воплощение этого персонажа антропоморфно? Да что там антропоморфизм, это женщина, висящая вниз головой! И руки под коленями. Это как графический паззл: решив его однажды, будешь всегда видеть решение.

Итак, главный противник очеловечен гораздо сильнее прочих. Что это значит? А то, что главный конфликт игры протекает между двумя женщинами. «Совпадение? Не думаю». Это очень символично, как две женщины сходятся в поединке, а игрок — а это мужчина — принимает сторону одной из них. Почему игрок мужчина? Неужели и это Ахум должен прожевать и вложить в рот? Хотя… Вот, держите.

Сценаристы — Chet Faliszek и Erik Wolpaw — мужчины. Вся Valve — это мужики, включая главного жирдяя. А еще это нехилые нерды (задроты по нашенски). Сладеньким мальчикам из Blizzard даже не снились такие глубины интеллектуального могущества. При таком статусе полубога женщину проще выдумать, чем знакомиться с настоящими. И весь, весь негативный опыт общения с безмозглыми дурами и стервами запечатлен в ГлэДОС.

Челл спортивная и ловкая, ГЛэДОС — массивная и неповоротливая. Челл — тихоня и умница, ГЛэДОС — самодовольная истеричка и тиран. При выборе одной из двух у игрока просто нет выбора (как с кубом) — он просто вырежет мозг этой гадине и при этом останется доволен.

Торт не ложьAnyway this cake is great. It’s so delicious and moist.

Торт

И если мы заговорили о метафорах, то нельзя пройти мимо тортика. Огромного торта с ванильным кремом! Это сублимированная цель, вершина мотивации. Игроку можно в качестве цели дать что угодно, так пусть это будет что-нибудь вкусное. Порталы, головоломки… Да что вы вообще знали до этой трубки? Так шаман и знал — ничего. Марш играть в первый Портал! И без тортика не возвращаться!

Загляни сюда

Здесь мы разговариаем

  1. Sputnik:

    \»Игры Portal и Portal 2 вышли с разницей в четыре года (2007 и *20011*)…\» Тогда Portal 2 ещё не вышла.
    И ведь никто не заметил…

  2. Энэрилан:

    < ждет Half-Life 3>

  3. Naara:

    Надеюсь, весь абзац это сарказм.

  4. Cayman:


    Зато во втором портале в кооператив можно с друзьями сгонять, а в первом — нет.

    Если шаману интересна философия в играх, и он еще не открыл для себя серию BioShock, то рекомендую. При чем можно начинать либо с первой части, либо с третьей — BioShock Infinite, т.к. вторая сюжетно связана с первой, а третья — обособлена. Уверен, что Ахум слышал о довольно модной нынче Айн Рэнд, которая считается основателем философского течения объективизма. Чтобы не разводить спойлеров, скажем так, в игре эта философия занимает довольно большое место.

    • Naara:

      Хе-хе, третья обособлена, хе-хе.

    • Ахум:

      Первый Биошок пустоват, остальные не смотрел. По третью часть читал восторженные отзывы, но энтузиазм у шамана весьма умеренный.

  5. trollsk1n:

    Сначала скайрим потом портал, записал в планы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.