Return to Castle Ravenloft

RavenloftРавенлофт, мрачная и таинственная вселенная AD&D, сейчас вспоминается только старыми фанатами. С момента официального закрытия сеттинга прошло уже более 10 лет. Этот мир действительно стар — по меркам настольных ролевых игр. Ахум вспоминает, что такое Ravenloft.

Знакомьтесь, граф Страд

Вселенная появилась после успеха приключений для AD&D, написанных в жанре готических ужасов. Одиночные приключения содержат в себе законченные истории, у них узнаваемая атмосфера, нет нужды долго въезжать в происходящее (прочитал буклет — провел). Первое приключение называлось «Дом Страда» (House of Stradh, 1983). Авторы — Трейс и Лаура Хикман, прославившиеся книгами «Саги о Копье» (сеттинг Dragonlance) — приключение написали, чтобы по быстрому срубить деньжат. Неожиданный успех позволил через три года написать второй модуль «Дом на Холме Грифона» (Ravenloft II: The House on Griffon Hill, 1986). К работе подключились маститые ролевики типа ‘Zeb’ Кука. Эта книжка тоже очень хорошо продалась.

Чем же зацепили эти приключения? В то дремучее время геймдизайн настольных ролевых игр был прост как пять копеек. Геймплей сосредотачивался на истреблении противников, мотивации и атмосфера — вторичны. Игровой опыт и раскачка персонажей для многих становились самоцелью. Такой стиль получил название hack&slash, в 80-ые это считалось мейнстримом. И тут вдруг «другие ролевые игры».

Упор в первых Равенлофтах делался на атмосфере; сражения были важной частью, но не основной. Для победы требовалось не победить врага, а помешать исполнению его замыслов. Боевая составляющая реализована исключительно сложной, «склеить ласты» — очень легко. Для ведущего это было нежелательным исходом, наоборот, он должен умело накидывать опасности, создавая атмосферу обреченности и тревоги.

колода Тарокки

колода Тарокки

В обоих сценариях предлагался интерактив — гадание на картах и сеанс гипноза. Набор карточек определял, где будут находить ключевые персонажи и важные предметы. Игроки, читая текст на карточках, получали таинственные подсказки. Такой рандом позволял пройти приключение несколько раз — в новой игре все становилось по-другому.

граф Страд фон Зарович

граф Страд фон Зарович

Обстановка первого приключения копировала сюжет Брэма Стокера: Трансильванию и графа Дракулу. В стране Баровии в замке Равенлофт живет граф Страд фон Зарович, терроризирующий всю округу. Стилизация вышла на славу. «Дом на холме» использовал другой популярный сюжет — историю Джекилла и Хайда. Но основной мотив отсылал все-таки к Равенлоту, точнее к ее хозяину графу Страду.

Самое интересное начиналось при одновременном проведении обоих приключений — расширение «Сны Баровии». Концентрация всякой чертовщины шла по-нарастающей. Понять, где реальность, а где шизофренический бред, какой граф Страд настоящий, как персонажи сюда попали и как выбраться — такой вот Silent Hill.

Ravenloft: домены, владыки и Темные Силы

Ошеломительный успех компания-издатель TSR направила в создание полноценной вселенной, значительно отличающейся от ванильного Greyhawk. Это мир, где правит зло. Это место — тюрьма для величайших злодеев. Это место — нигде, это Равенлофт.

замок РавенлофтВ свое время переломали уйму копий вокруг транскрипции Ravenloft на русский (да и вообще всех псевдославянских имен типа Zarovich). Сторонники «Рэйвенлофта» захватили статью в вики. Ролевое сообщество единогласно приняло прочтение «Равенлофт».

Равенлофт вне времени и пространства, набор локаций, окруженных Туманами. Единственные, кто может путешествовать в Туманах и не пропасть — вистани, местные цыгане. Среди Туманов располагаются Королевства Ужаса; их еще называют доменами. Каждый домен появился после какого-то чудовищно злого акта: злодей и все, что его окружает, теряет связь с реальностью и окружается Туманами.

Зло в Равенлофте персонифицировано. У каждого домена есть свой владыка — тот самый злодей. Владыка исключительно силен и держит в страхе всю округу — обычных людей, попавших сюда «за компанию». Есть две беды. Во-первых, владыка не может покинуть свой домен. Это его тюрьма, а если учесть что время в Туманах — штука крайне относительная, то получается вечная тюрьма. Во-вторых, владыка не осознает этого в полной мере — кажется, что лазейка все-таки есть и проклятие можно снять. И раз за разом его преследуют неудачи — то приключенцы помешают, то сам где-то налажает, а то и просто все откатится назад, будто ничего и не было.

Рудольф ван Рихтен

Рудольф ван Рихтен

Вот тут исследователей Равенлофта ждет сюрприз. Существует еще одна сила, которая внимательно следит за всем, что творится. Темные Силы — это следующий уровень, зло без имени. Владыки — лишь игрушки Темных Сил. Даже персонажи тоже могут обратить на себя их внимание, совершая сомнительные поступки и получая дополнительные способности. Интрига вокруг Темных Сил и попытка владык сбежать из Равенлофта — основа метасюжета вселенной.

Целостность мира поддерживали сквозные персонажи — главным образом, владыки. Но постоянно разматывать сложную жизнь антагонистов не получится, нужен персонаж-советчик. По аналогии с Эльминстером из Forgotten Realms, появился «добрый доктор» Рудольф ван Рихтер. Прообразом стал стокеровский Абрахам ван Хельсинг. Любопытно, что оригинальный образ стал символом физически сильного охотника на вампиров, тогда как ван Рихтен, наоборот, добивался только интеллектом и знаниями.

Бабло побеждает зло

Изначально Равенлофт был создан по определенному шаблону: брался классический сюжет и адаптировался под механику AD&D. В итоге наколотили уйму доменов и все свели под обложкой Ravenloft: Realm of Terror в 1990 году — так называемый Black Box. Издание получило награду за лучшее графическое оформление — Realm of Terror включал цветные иллюстрации, в коробке вместе с книгой шла карта доменов и колода «тарокки» — местного аналога Таро.

Мир Равенлофта получил массу расширений — дополнительные правила, новые домены, монстрятники. Дух загадочных историй выветривался, заменяясь на «hack&slash с вампирами и оборотнями». Равенлофт стал слишком понятен для игроков. В 93-ем произошла первая перетряска сеттинга — вышла книга Ravenloft Campaign Setting, прозванную народом «red box». В 97-ом вышла Domains of Dread — адаптация под AD&D 2,5, не содержащая принципиально ничего нового. Это была последняя книга Равенлофта, изданная TSR.

граф ЗаровичРаньше арт Равенлофта считался безбожно архаичным. Сейчас — симпатичный винтаж.

Права на вселенную перешли компании Wizard of the Coast. Актив признали убыточным и передали издательству Sword and Sorcery. Равенлофт перевели на d20, но в метасюжете ничего не изменилось. Был запущен грандиозный проект 13-томного руководства по всем доменам «Атлас Равенлофта» (Ravenloft Gazetteer). Это внутриигровой журнал, написанный для ключевого владыки — лича Азалина. Замысел подразумевал сквозной сюжет с впечатляющей концовкой (за что серия получила ироничное название Атлас Судного дня), но уже на 5 выпуске эпопея  оборвалась. WotC вернула себе права на Равенлофт, а Sword and Sorcery занялись Warcaft RPG (воистину, куда ни плюнь, попадешь в WoW). В 2005 сеттинг официально закрылся.

Считалось, что S&S зарабатывает деньги на фанатах и хуже уже быть не может, но «постучали снизу». В 2006 году переиздано самое первое приключение. Expedition to Castle Ravenloft основывался на D&D 3,5 и позиционировался как одиночное приключение, которое можно вставить в любой сеттинг. WotC собиралась переиздать Равенлофт под 4 редакцию и даже запилило под него местечко в новой космологии, но игровое сообщество отреагировало прохладно. В итоге 15 марта 2016 года издали отдельное приключение «Curse of Strahd» под пятую редакцию, параллельно с этим запустив новый сезон приключений по Равенлофту в «Лиге Приключенцев».

Так вышло, что Равенлофт вернулся, откуда начался. Сообщество фанатов какое-то время работало в надежде, что вселенную выкупит инди-издатель. После 2005-го таких надежд уже никто не питает — если «Визарды» что-то взяли в оборот, уже никогда не отпустят. Впрочем, может оно к лучшему — Ахум повторится: Равенлофт перестал пугать и тревожить, слишком много стало известно игроку — и как сквозь Туманы пройти, и как на Владык охотиться, да и как самому стать Владыкой Ужаса.

Strahd von ZarovichНынешний Зарович уже не тот. Но всяко лучше того, что мелькал в «четверке».

Причаститься к Равенлофту

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.