Слово за ролевые игры

Давеча Ахум прочитал занимательный пост про отсутствие ролевой составляющей в нашем World of Warcraft. С этим мнением шаман категорически не согласен и имеется, что сказать по поводу. Однако бурное обсуждение с кавалерийскими атаками зандаларов и недельная свежесть записи заставляет изложить свою точку зрения здесь. Кстати, picture unrelated, а бессодержательные слайды будут внутри.

Почему-то сложился стереотип, что «ролевая игра» неразрывно связана с «отыгрышем». Все правильно, одно для другого. Но утверждать, что другое для одного, нельзя! Потому что ролевая игра строится сразу на нескольких принципах, которые между собой логически связаны. Каждый новый уровень стоит на другом. Игнорировать их не стоит, по крайней мере умные таурены так делать не советуют.

Вообще, по теме РИ есть очень интересные аналитические статьи. Например, здесь описано все совсем по-другому, чем у шамана. Крепчайший там табачок, однако! В чем согласен, так это в том, что ролевая игра — это деятельность, причем свойственная всем людям. Чувствует Ахум, что так он никогда не начнет, поэтому перейдем сразу к делу.

Система

Первый принцип ролевой игры состоит в выработке единого свода правил, в рамках которых будет происходить игра. Для этого составляются модели — как правило математические, но есть и психологические, и социальные. World of Warcraft состоит из невероятного количества моделей! В рамках моделей происходит большинство взаимодействий — боевка, перемещения, торговля, раздача лута… Без системы невозможно было бы выяснить, кто сильнее. Причем сильнее только в рамках данной конкретной модели. И вопрос, почему ресторы хилят слабее, касается не слабости играющих за шаманов-целителей, а недостатков баланса системы.

Погодите, ну и причем тут ролевая игра? Ахум спросит, почему мы считаем, что персонаж 80 уровня сильнее восьми персонажей 10 уровня вместе взятых? Странный вопрос, но есть ньюанс. Обратите внимание, что случилось в вашей голове — вы с ходу прикинули, что лоулевелов ждет ваншот. Ваш мозг «обыграл» ситуацию и выдал логичный результат. Циферки оживают! Для примера — посмотрите в блогах рейдеров записи времен Короля-Лича. Там были другие модели, старая версия системы — Ахуму лично мало понятно. Мы переосмысливаем мертвые числа — 503 пуха из ЛФР, это же хорошо? Оторви 503 от ролевой игры — ну наверное, это рейс гоблинского дирижабля.

Сюжет

Однако одной системы будет мало (кому-то, впрочем, хватает — смотри на Minecraft, чистая незамутенная система). Для раскрытия ролевой игре нужен сюжет, а точнее — конфликт. Конфликт задает вектор движения, создает мотивацию, игроки видят цель и начинают работать над ее осуществлением.

Конфликт сам по себе — штука хорошая, но без системы неприменим. Кто сильнее — паладин Ололорий или рыцарь смерти Пережуйкин? Пожал-те, судари, на дуэль. Альянс против Орды? В очередь на Тол-Барад. Гаррош сильнее Ринна! Эээ, системой не предусмотрена такая встреча, нет такого взаимодействия.

В ходе развития конфликта что-то должно меняться. Победители пируют в захваченных замках, проигравшие рыдают над убитыми и думают о мести. Не секрет, что в World of Warcraft сюжет статичен и предопределен, а конфликты высосаны из пальца. Например, сильнейшим конфликтом игры является событие, никак с сюжетом не связанное — first kill. Му, Blizzard меняется к лучшему — на острове Грома какая-никакая динамика, фазинг туда же — жизнь на месте не стоит.

Поэтому когда игрок говорит «у меня нет цели», это означает, что его личные сюжет, цели и мотивации исчерпаны. Да, в ролевой игре вы сами определяете, чем заняться и каким будет ваш личный конфликт.

Мир игры

Если брать дистиллированный конфликт, то чрез некоторое время трубка потухнет. Кстати, да. Так вот, чтобы игра была ролевой, необходимо сделать «обертку» для сюжета. Если 9 персон пойдут бить морду, это будет криминальная хроника. А с красивой подачей это будет фэнтезийный эпос и классика жанра.

При банальных сюжетных завязках именно вселенная придает ролевой игре особый шарм. Если сюжет дает чувство сопричастности, то пушествия и исследование мира дает вживание, чувство атмосферы — для каждого мира уникальное. В этом отношении Варкрфту однозначно повезло с товарищем Метценом. Вот уж кто буквально в одно лицо создал удивительный мир из вторичных идей и находок. Трансмутировал треш в «синий» самоцвет и огранил его. Дизайнеры сделали исследование мира увлекательным приключением — достаточно остановиться где угодно и открыть глаза.

Есть мнение, что количество сюжетных ходов ограничено. Прописанный сеттинг позволяет описывать одни и те же события — уничтожение очень сильных чудовищ, угрожающих всему миру — каждый раз по-новому. Развивающийся мир со своей историей надолго цепляет — достаточно вспомнить хотя бы остров Ввандерфелл, совершенно статичный, но не менее прекрасный.

Отыгрыш

Вот в компании с верной трубочкой мы добрались до того, что все понимают под ролевой игрой — отыгрывание роли в каких-то рамках (обычно задающихся вводной, или «квентой»). Для начала подумайте, истинно или ложно:

  • все предыдущие пункты связаны между собой;
  • все предыдущие пункты являются игровой деятельностью;
  • все предыдущие пункты являются условностью и абстракцией, все происходит у вас в голове.

Все перечисленное — ролевая игра. Действия и общение в рамках роли — это еще один кирпичик ролевой игры, отвечающий общим требованиям. Просто он более сложный относительно других. Почему же тогда шаману приходится слышать, что в MMORPG какие-то буквы потеряны. Ничего не потеряно, просто сказавший этого еще не нашел, эти буквы самые. Никто не запрещает создать себе предысторию и действовать в ее рамках. Например: жил да был таурен-шаман, и звали его Тюлюлюхиум Ахум. И ведь живет!

Ахум не знает, зачем нужно создавать отдельный заповедник для ролевой игры. Никто не запрещает пить ледяное молоко по утрам с мулгорской булочкой. Или устроить экскурсию по Громовому Утесу, показать на ловца снов на юрте зачарователей. Или всерьез интересоваться шаманизмом, расширяя кругозор (не забывая про расширение сознания) и экстраполируя имеющиеся знания на мир игры.

World of Warcraft — это ролевая игра с социальной составляющей. Надеюсь, что эта игра именно ролевая, мне удалось доказать. А теперь слайды.

Хилая однозадачная рука диктатора приказывает прочитать еще и это:

Ваше мнение очень важно для нас

  1. Прочитал первую строчку. Эм, про что я написал? Про ВоВ? Где в моей статье хотя бы одно слово про него? :3
    А про остальное брат уже выше написал.

    • Ахум:

      Ваша статья (провокационная и интересная) применима к неограниченному кругу MMORPG. Таким образом, утверждая что «пандарены любят пиво», мы можем сказать «Чень Буйный Портер любит пиво», хотя в исходном утверждении об этом ни слова.

      Ахум повторится — было что сказать по поводу, но в исходной статье прочно обосновались тролли. Написал у себя, как обычно, вагон с тележкой. Допускаю, что из-за табачного дыма шаманские мысли получились… такие вот и получились. Мысль же была, что нельзя отыграть не зная мира игры. Не пройдя цепочки заданий, сеттинг толком не узнать. Для этого надо хотя бы фейсроллом пройтись по локациям, подземелиям и прочим рейдам.

      • Применима-применима, конечно. Но братец как раз ни разу не ВоВ игрок, поэтому его такое приложение несколько обескуражило :)

        • Ахум:

          Ахум зашел на сайт через блог-ленту WowRaider, поэтому заранее счет написанное про Варкрафт. Сейчас-то почитав, шаман знает, где и какие берега он попутал.

          Кстати, хороший блог. Ахум на него подписался.

  2. Три раза прочитал твою стаью, но аргументов твоих так и не нашел :) Допускаю, что туповат…

    Я увидел только довод, что ВоВ — имеет сюжет (я бы сказал — сюжеты). Да. ок, имеет :)
    Я увидел. что ВоВ имеет мир (сеттинг) игры. да, внезапно — имеет.
    Про отыгрыш, извини, не понял…

    А теперь внимание — где же ролевая составляющая? Вот я — таурен-друид. ты — таурен-шаман. Все различие между нами в ВоВ — то, что тебе доступен один набор заклинаний, мне — другой. Ты носишь кольчугу и щиты, а я кожу и оффхенды. Вау. Если мне дадут квест, по которому я должен уничтожить лес, но «так надо Орде» я могу этого не делать? Да хер там. А ты в курсе, что друиды вообще должны были (по старым правилам ДнД) быть тру нейтралами? Хм… и как элаймент проявляется в ВоВ? да никак. В СВТОР элаймент заставлял носить палки с разным цветом :) А в ВоВ — паладин, увешаный костями и черепами (костюмчик был вообще-то для ДК, но по статам лучше) будет надет без зазрения совести. Лок, получающий квесты в храме Штормграда у первосвященника, причем, выряженный в робу со святыми символами — не, тоже ничего? да черт с ней с одеждой. Вот опять же, возьмем нас, двух тауренов — шамана и друида. В чем мы вообще различаемся? Да ни в чем. Вся прокачка, уверен и жизнь на левел-капе у нас одинаковая. Различия только в социальном общении.

    А тут у нас море разливанное. И никак не связанное с самим ВоВ — большая часть общения идет на форумах и в скайпе.

    • Ахум:

      Спасибо за развернутый комментарий. Про «ролевую» составляющую по отношению к «игре» Ахум прямо сказал — нельзя рвать эти слова.

      Желание отыгрывать возникает только у сравнительно малой части игроков в сравнительно короткое время. Игрок, глядящий лишь на статы шмота и ilvl персонажа, реализует свои потребности в рамках первого уровня — на уровне системы. Ему по-большому счету на квестики плевать — ему и так хорошо. Желая узнать особенности сюжета, выполняется цепочка заданий, «сжигается лес» — и никакого отыгрыша нет в помине, мы тоже понимаем эту условность. Мы может досконально знать мир и все сюжетные ходы, но стесняемся отыгрывать роль на «живом» сервере, ограничиваясь комплектом трансмогрификации. Любая боевка мгновенно скидывает все уровни rpg, оставляя первый — челлендж системы (разговор вообще особый).

      В общем, до отыгрыша дожить надо. Ахум пришел в WoW кривым путем, до этого и дайсы кидал, и текстолитом баловался.

      Отсыл к D&D неверен. При выборе между source- и corebook, приоритет имеет первый источник как более детальный. Таким образом, требования к мировоззрению к друидам «usually neutral». Немного расплывчатая характеристика, не так ли? Тем более, что исходный источник (в нашем случае это 3,5) никакого «тру нейтрал» не содержит.

      • Давай на ты все-таки :) А кого ты у меня троллем называешь? Сета и i_giga? Да ладно, они вполне вменяемые и интересные собеседники. Может несколько эпатажно выражаются, но спорить с ними вполне имеет смысл, это НЕ тролли. В смысле — их можно переубедить.

        По сути твоего комментария — основная моя мысль была. что в ВоВ отсутствует не отыгрыш (отыгрыш — дело личное, можно отыгрывать, можно — нет, это вишенка на торте, а не основа ролевой игры, имхо), а отсутствует само понятие «ролевая игра», так как именно нету РОЛЕЙ. есть некие классы, которые просто определяются механникой, а никак не мировозрением, возможностями, ограничениями и бекграундом. Вот мой тезис. А то,ч то ты описываешь в качестве ролвеой игры, в миру ролевиков называется манчкинством (как ты знаешь) и осуждается, так как разрушает саму игру.

        • Барсик:

          Роль выбираешь ты сам, и выражаешь её так, как ты сам чувствуешь.
          Роли не навязывают.

        • Ахум:

          Ок, Ахум согласится — при таком раскладе «massive» вступает в противоречие с «rpg». Роли прописаны с разной степени детализации лишь у десятков неигровых персонажей. Игрокам достается классическая роль «второго лучника в левом ряду», уникализации в рамках игры добиться практически невозможно.

  3. Отыгрывать свои роли можно и на своих серверах, в тесных компаниях, даже без табачка :) Было бы желание у самих игроков)

    • Ахум:

      Воистину так! А можно и без компании…

      • А я определенными персонажами это часто делаю везде. Чаще это зависит от настроения. Как начнешь что-то про вуду и прочее не остановишься =)

        • Ахум:

          Ахум занимается этим всегда. Уже на второй день триала почувствовал, что нее может больше молчать…

          • Барсик:

            Триалы же не могут говорить, кроме /гр и /пб, нет?
            в белый пишешь но остальные не видят…

            • Ахум:

              Да, не умеют. Вот и пришлось практически сразу переходить на базовую учетную запись. А после Азшары — так фулл версию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.