В поисках глубинного смысла

синдром поиска глубинного смыслаДоброе утро всем слушателям мухоморного радио. Вы должно быть уже слышали о «Нейронной обороне» — альбоме под Летова. Стихи принадлежат самообучающейся машине, нейронной сети. Егор оценил бы иронию, будь он жив. А мы?

Ахум потыкал окружающих палочкой и выяснил, что многие не способны отличить «Гражданку» от подражания. Спасает только знание текстов. Получается, что точное соответствие внешней форме позволяет идентифицировать объект? Нет, кричат с задних рядов, дух не выдержан, надрыва нет! Разве вы не чувствуете, что тексты «Нейронной обороны» мертвы, а вот в оригинальных все кипит и рвется ?

В самом деле, если есть некий объект (пусть это будет Аня), то достаточно ли по одному внешнему виду сказать, что это он? Вдруг уАни есть брат-близнец Беня или злой клон Аня-II? Вот стоят эти три олуха, все как один Аня. И только у настоящего Ани личность идентична облику, мысли там всякие и характер. И конечно же, знатоков душевных струн Ани пруд пруди.

Весь предыдущий абзац — вывернутый наизнанку синдром поиска глубинного смысла. Внешняя форма вторична, все определяет авторская метафора. И чтобы понять метафору, нужна интерпретация — а верна она или нет, дело второе. Вокруг «истинных» интерпретаций ломаются копья, порой на это стоит взглянуть.

Например, известный роман братьев Стругацких «Улитка на склоне». Он состоит из двух разных по содержанию частей. Та, что про Управление, «читается» легко — все на поверхности, намеки прозрачны как слеза комсомолки. А вот с Лесом все вышло сложнее — тягучее повествование с гендерными выпадами и исковерканной символикой осмысливал каждый по своему. Фанаты АБС строили догадки, крутили главы, искали смысл там, где его никогда не было. А все оказалось очень просто. Лес — метафора будущего. Так придумали авторы, и все навороты вокруг «Улитки» идут прахом.

Другой пример матерого СПГС — компьютерная игра «Мор. Утопия». Это такая икона духовности и кладезь символов. Слишком много смысла. Команду «Мора» осаждали и продолжают осаждать вопросами, что значит та или иная сущность. По мнению Дыбовского, компьютерная игра как произведение искусства и должна рождать множество интерпретаций, ни одна из них не может быть верной. Эти слова вернулись к нему бумерангом. Этим летом пройдет живая ролевая игра «На пороге неба» по миру «Мора». Главмастер встретился с Дыбовским, и между ними случилось непонимание относительно степняков. Авторская интерпретация в данном случае не стала единственно верной!

Возвращаясь к нашим пейотлям, нападки на тексты «Нейронной обороны» обоснованны только в одном. В них изначально не заложена метафора, следовательно и «копать» стихи бессмысленно. Это только скопированная форма — довольно умело. Впрочем, заявление об отсутствии метафоры, возможно, поспешное. Шаман априори заявляет, что машина не может творить как человек. У машины есть право выражать свои творческие потребности удобным ей способом. Может, все таки покопаться в текстах?

Загляни сюда

Здесь мы разговариаем

  1. Орк:

    Ну, там еще нападки, что тексты получились не сильно лучше, чем у обычных марковских цепей (ну, хотя там все ок с грамматикой, марковские цепи не справились бы). Плюс исполняли люди, а не компьютер с помощью же нейронной сети.

    • Некоторые тексты озадачивают, например, «Как пуля в руках». Очень по-летовски.